Обесценивание оценок

Я зависима от оценок. Это грустно, прискорбно, но факт. Наблюдая за многими людьми, смею полагать, что тут я не одинока. Только мало кто, в этом признается, себе для начала.  Но да ладно, все мы взрослые, и в силах что-то осознать, изменить, если хочется, если повезет 🙂

Дальше о про начало конца… На одном из сеансов у психотерапевта докопались до моего  возраста начальной школы. И так, обычный 2 класс, обычные дети, урок математики. Только как-то душно мне, руки липкие, чешусь вся и краснею. Ах да, это же учительница снова хвалит ее – отличницу, красавицу, хорошую девочку. Остальных в классе словно нет, оценки поставлены, задания розданы, опыт получен… И так много – много раз, много – много дней. Холод, обида, злость  и разочарование.

Нет, я не претендую на первое место, я просто хочу, чтобы мне сказали еще тогда, очень давно, что оценка не показатель моей внутренней ценности, что Я МОГУ БЫТЬ даже с “-5” в дневнике.  Подозреваю, что в этом случае, я бы смогла жить более радостно, реагировать иначе, дышать смелее.

Но нет, приходится разматывать клубок в кабинете у специалиста через боль, проживание обид. Вышло много мути: ее хвалят – значит, она враг, чтобы любили надо выделиться, плохая оценка – это стыд, средняя – стыд, но меньший 😉 Все это порождало озлобленность  и сильное напряжение. Стиснув зубы, сделать что-то, за что бы тебя похвалили. Быть хотя бы не хуже той, кого хвалят, а в идеале превзойти. Сплошная гонка, износ и боль.  Словом, та еще атмосфера для гармоничного развития личности…

И так все школьные годы,  а в голове уже установка – иначе и быть не может. Отсюда подчинение, бессилие перед “важной персоной”, страх нового, зависимость от оценок, уже не учителя, но окружающих.  Но по-иному может и должно быть — это гуманный подход к личности, по-моему. Не расчесывать всех одним гребнем, не оценивать человека по общим критериям.

На своем опыте прочувствовала, как отношение учителя, одна фраза, поступок очень сильно могут ранить ребенка, создать, так сказать, больной мозоль на многие годы. Считаю, что атмосфера в классе куда важнее показателей для районного отдела образования. В этом и есть ответственность педагога — учить отношению к жизни. Ну, достаточно идеализаций, спущусь на землю, а точнее в семью. Мы, родители, можем снизить градус напряжения. Принимать детей разными, слышать и видеть их потребности, не сравнивать с другими, не пинать за оценки и придуманные кем-то стандарты. Одобрять, принимать, учить ориентироваться на себя, словом — любить.

И тут снова круг замыкается… Чтобы вырастить своего ребенка свободным от оценок, чужих мнений,  родителю самому стоит понимать суетность этих явлений. Упс, я даже губу прикусила, но  лучшей мотивации и представить трудно 🙂 Все начинается с любви!

Фото by @fay.kids